http://www.be-in.ru/journal/index.php?phenomena/9
Новая искренность
Во время, когда ситуация постмодернизма кажется исчерпанной, на культурологическую сцену выступает феномен «новой искренности». «Новая драма», Эрленд Лу, Бегбедер, веблоги, датская «Догма», Педро Альмодовар, Аки Каурисмяки, Ларс фон Триер – явления очень разные, но одинаково искренние.
читать дальшеНовая искренностьУстав от безумной пляски смыслов, вычурного плетения словес, мерцания симулякров и калейдоскопа искажённых зеркальных отражений, искусство отправляется на поиски «дворников», чтобы очистить своё лобовое стекло от постмодернистских наслоений. Свою спасительную пилюлю оно удачно находит в возникшей как реакция на кризис в искусстве конца ХХ века «новой искренности» (или «новом сентиментализме»). По иронии судьбы, понятие «новая искренность» ввёл в первой половине 80-ых годов не кто иной как классик московского концептуализма Дмитрий Александрович Пригов, ярчайший представитель русского постмодернизма.
Новая искренностьРассматривая современную историческую эпоху как время Цифровой революции и Нового Возрождения, когда каждый отдельный человек мыслится не актёром (весь мир – театр…), а режиссёром своей кино-жизни, обращение к мыслям, чувствам и природе человека становится закономерным. Человек уже достаточно наигрался в искусство, расширяя его возможности до предела. Настало время, когда ему хочется говорить не о чём-то отстранённом, но о самом себе. Автор перестаёт фильтровать свои мысли, пытаться взглянуть на них со стороны и заботиться об их оригинальности и актуальности. Он искренне изливает на бумагу свой мыслепоток, стараясь не упустить ни единой эмоции и с прустовской педантичностью запечатлеть любое движение души, но пишет при этом он легко, свежо и быстро.
Новая искренностьАвтор ничуть не стыдится казаться наивным и инфантильным, пытаясь сохранить на всю жизнь непосредственное восприятие мира и детскую гибкость сознания. Очевидно, что основными литературными жанрами в такой ситуации становятся мемуары и романы, написанные от первого лица и подкупающие своей безыскусной искренностью («Наивно. Супер» Эрленда Лу или, к примеру, «Рубашка» Евгения Гришковца). В изобразительном искусстве «новая искренность» знаменуется возвращением интереса к предметной живописи, в театре – шокирующей откровенностью «новой драмы» и социального театра вербатим. В кинематографическом застое струю живительного кислорода пускают бывшие постмодернисты, а ныне – каннские лауреаты, Аки Каурисмяки, Педро Альмодовар, Ларс фон Триер с идеологией «Догмы» и всеми близкими ей (например, Ульрихом фон Зайдлем и его шокирующей «Собачьей жарой»).
Новая искренностьОчень важно не перегибать палку и не присваивать ярлык «новой искренности» всему подряд (к примеру, мне не раз довелось слышать это определение применительно к исповедальному фильму «Остров» Павла Лунгина). Отправляясь в церковь или на приём к психоаналитику, человек желает избавиться от мучительных переживаний. В отличие от исповеди, «новая искренность» смело рисует душевный пейзаж без цели подвергнуть его изменениям. Это всего лишь констатация факта, сделанная в доверительной, дневниковой форме.
К слову сказать, когда я готовил этот материал, всесильный гугл изрыгнул мне одну занятную фразочку: "Быть искренним по-новому - это с закрытым лицом, анонимно, снимать трусы перед незнакомыми людьми". Идеальное определение эпохи сетевых дневников, реалити-шоу и растоптанного средствами массовой информации понятия о частной жизни.
Александр Буренков
И на мой взгляд довольно интересны комментарии к статье.
читать дальше/// КОММЕНТАРИИ:
Безухер: Примечательно, как постмодернизм запачкал и исказил слово "ирония", которое ни один человек доброй воли не может более произносить без брезгливости
Neurotic: Бегбедер - "новая искренность"? Вот уж бред! Графоманские тексты перекрытого кокосом клерка - в одном ряду с Альмодоваром и Триером. Постмодернизм успешно выживает в рамках данной статьи
gopnique /автор: «Любовь живет три года» Бегбедера - 100% образец французской "новой искренности"
Neurotic: Ох, ну я не знаю в таком случае, что есть эта ваша "новая искренность". Просто перекур для расслабления мозга в процессе всё той же игры в бисер
gopnique /автор: так точно. очередная надуманная культурологами тенденция, выловленная из агонизирующей культуры времён апокалипсиса.
da-seiner: "Любовь живёт..." - правда искренность - не знаю, насколько "новая". В целом, Саша, к твоей превосходной статье у меня лишь одно дополненье. Чтоб соответствовать обрисованной тобой линии, "творцу" недостаточно нести какую попало околесицу у себя в ЖЖ. "Новая искр." - дело куда более трудное, чем по-мо. Это надо проплыть очень узкий пролив между жаждой правды, справедливости, аутентичности и т.п. и необходимостью придать всему этому форму искусства (т.е. эстетически самодостаточной вещи).
da-seiner: И как никогда необходимы - не ирония, м.б. "запачканная" - но смех, если не с трудом сдерживаемый хохот. Это, к слову, есть у Триера - нового Брехта - ддаже в его серьёзном, политическом, троцкистском прямо "Мандерлае"
Безухер: Бегбедер - фигня какая-то, будто и не литература, а журнальчик какой-то. То ли дело Василий Шукшин.
Х.Ш.: А "Калина красная", кстати, была любимым фильмом Фассбиндера. Человек знал толк в подлинном.
gopnique : очень люблю Шукшина и всех советских писателей о деревне
Безухер: не все комментаторы убили в себе постмодерниста
da-seiner: А постмодерниста в себе не убьёшь. Его можно культурно перековать и очистить, как печень гемодиализом.
Лев Лурье: /эфедриновый шок/
Безухер: Надо лишь очнуться от наваждения... от эфедриновых шоков всяких... признать, что всё это был мусор, и не искать в птючах ностальгической романтики
da-seiner: ///Надо лишь очнуться от наваждения... /// Типа возвращение блудного попугая. А куда, собственно? К классическим "либеральным ценностям"? К журналу "Огонёк"? К PERESTROYKA? Дело не в ностальгии, просто треклятые птючи и эфедроны - часть личного опыта многих, кто желал бы выйти из релятивистского тупика и кто фантазирует о каких-то новых коммунах.
Безухер: Можно тематизировать справедливость... социальные язвы... вернуться в реальность и в общество... а не гундеть что каждый живёт в своей реальности, которой к тому же вообще нету
da-seiner: можно,можно... но вот лично мне и в годы свирепого разгула постмодернистского эфедрина хоть убей не получалось круто забыть о "реальности и обществе", так что возвращение не будет мощным событием... а реальность, хоть она положим и есть, тоже нуждается в тематизации.
gopnique /автор: эх вы, старики! вам хотя бы есть, куда возвращаться - в свои старательно мифологизированные drugs&criminal 90-ые! а нам, счастливым обладателям strictly-apolitical brains и гипертрофированных эстетических пор, только и остаётся что делать - предаваться псевдоностам по сказочной Советской Империи из фильмов Александра Птушко или устремлять свои сканирующие зрачки в цифровое будущее! другой исторический период порождает людей иной формации. да! давно уже пора выбросить бодрийяра и журнал "птюч": я сжигаю архивы и выбираю быстрое будущее!
Лев Лурье: to gopnique: Ваш манифестарный комментарий так и просится вырасти в отдельную статью-памфлет
da-seiner: to gopnique: Круто, мой юный горячий друг! Только про эти цифровые зрачки и лазерные поры ежесекундно выбрасываемый Бодрийар писал и обещал в 1974 году ("К критике полит. экономии знака"), когда даже меня ещё не было в сказочной Империи Зла. А strictly-apolitical brains счастливо обладают 90% высших приматов со времён как минимум Калигулы. Путь к забвению проклятого птюча лежит через радикальный неоанархистский топос. Только из тамошней глины можно слепить "людей иной формации".
Безухер: Да, гопнИкь - архаика, рудиментарный феномен. "цифровое будущее" - это просто ретро, причём фиговое
da-seiner: но гопникъовский комментарий по-любому крутой и лихой и такой по-бодрийяровски неотразимый, несмотря на обидное обращение, как будто я евгений евтушенко или рональд рейган
gopnique: под цифровым будущим я подразумевал не утопию цифровой анархии, киберпанка и интернет-государств, а построение разумной интернет-ноосферы и воскрешение нематериальных ценностей, осуществлённое интернетом, этим идеальным наркотиком, заменившим психоделические опыты и духовные практики круглосуточной он-лайн-нирваной, подвластной полубожественному человеку-творцу. и мне плевать, что я романтически настроенный ретроград и архаичный юноша - сказывается, как-никак, изучение древних языков.
чем дальше в прошлое натягиваешь тетиву, тем дальше в будущее полетит стрела.
gopnique: da-seiner, не обижайся! меня вон почти что аппендиксом обозвали!
Безухер: да все эти пластмассовые коробочки стали просто белым шумом. их слишком много и они слишком быстро сменяют друг друга. это не новая ноосфера, это просто выносится за скобки
da-seiner: никаких обид! чисто выяснение идеологических платформ!))
honest_mistake: последний абсурд агонизирующего постмодернизма (чего стоит едкое определение "новая"). и независимой культуры, естественно, не создает. игра в апокалипсис продолжается.
Новая искренность
Во время, когда ситуация постмодернизма кажется исчерпанной, на культурологическую сцену выступает феномен «новой искренности». «Новая драма», Эрленд Лу, Бегбедер, веблоги, датская «Догма», Педро Альмодовар, Аки Каурисмяки, Ларс фон Триер – явления очень разные, но одинаково искренние.
читать дальшеНовая искренностьУстав от безумной пляски смыслов, вычурного плетения словес, мерцания симулякров и калейдоскопа искажённых зеркальных отражений, искусство отправляется на поиски «дворников», чтобы очистить своё лобовое стекло от постмодернистских наслоений. Свою спасительную пилюлю оно удачно находит в возникшей как реакция на кризис в искусстве конца ХХ века «новой искренности» (или «новом сентиментализме»). По иронии судьбы, понятие «новая искренность» ввёл в первой половине 80-ых годов не кто иной как классик московского концептуализма Дмитрий Александрович Пригов, ярчайший представитель русского постмодернизма.
Новая искренностьРассматривая современную историческую эпоху как время Цифровой революции и Нового Возрождения, когда каждый отдельный человек мыслится не актёром (весь мир – театр…), а режиссёром своей кино-жизни, обращение к мыслям, чувствам и природе человека становится закономерным. Человек уже достаточно наигрался в искусство, расширяя его возможности до предела. Настало время, когда ему хочется говорить не о чём-то отстранённом, но о самом себе. Автор перестаёт фильтровать свои мысли, пытаться взглянуть на них со стороны и заботиться об их оригинальности и актуальности. Он искренне изливает на бумагу свой мыслепоток, стараясь не упустить ни единой эмоции и с прустовской педантичностью запечатлеть любое движение души, но пишет при этом он легко, свежо и быстро.
Новая искренностьАвтор ничуть не стыдится казаться наивным и инфантильным, пытаясь сохранить на всю жизнь непосредственное восприятие мира и детскую гибкость сознания. Очевидно, что основными литературными жанрами в такой ситуации становятся мемуары и романы, написанные от первого лица и подкупающие своей безыскусной искренностью («Наивно. Супер» Эрленда Лу или, к примеру, «Рубашка» Евгения Гришковца). В изобразительном искусстве «новая искренность» знаменуется возвращением интереса к предметной живописи, в театре – шокирующей откровенностью «новой драмы» и социального театра вербатим. В кинематографическом застое струю живительного кислорода пускают бывшие постмодернисты, а ныне – каннские лауреаты, Аки Каурисмяки, Педро Альмодовар, Ларс фон Триер с идеологией «Догмы» и всеми близкими ей (например, Ульрихом фон Зайдлем и его шокирующей «Собачьей жарой»).
Новая искренностьОчень важно не перегибать палку и не присваивать ярлык «новой искренности» всему подряд (к примеру, мне не раз довелось слышать это определение применительно к исповедальному фильму «Остров» Павла Лунгина). Отправляясь в церковь или на приём к психоаналитику, человек желает избавиться от мучительных переживаний. В отличие от исповеди, «новая искренность» смело рисует душевный пейзаж без цели подвергнуть его изменениям. Это всего лишь констатация факта, сделанная в доверительной, дневниковой форме.
К слову сказать, когда я готовил этот материал, всесильный гугл изрыгнул мне одну занятную фразочку: "Быть искренним по-новому - это с закрытым лицом, анонимно, снимать трусы перед незнакомыми людьми". Идеальное определение эпохи сетевых дневников, реалити-шоу и растоптанного средствами массовой информации понятия о частной жизни.
Александр Буренков
И на мой взгляд довольно интересны комментарии к статье.
читать дальше/// КОММЕНТАРИИ:
Безухер: Примечательно, как постмодернизм запачкал и исказил слово "ирония", которое ни один человек доброй воли не может более произносить без брезгливости
Neurotic: Бегбедер - "новая искренность"? Вот уж бред! Графоманские тексты перекрытого кокосом клерка - в одном ряду с Альмодоваром и Триером. Постмодернизм успешно выживает в рамках данной статьи
gopnique /автор: «Любовь живет три года» Бегбедера - 100% образец французской "новой искренности"
Neurotic: Ох, ну я не знаю в таком случае, что есть эта ваша "новая искренность". Просто перекур для расслабления мозга в процессе всё той же игры в бисер
gopnique /автор: так точно. очередная надуманная культурологами тенденция, выловленная из агонизирующей культуры времён апокалипсиса.
da-seiner: "Любовь живёт..." - правда искренность - не знаю, насколько "новая". В целом, Саша, к твоей превосходной статье у меня лишь одно дополненье. Чтоб соответствовать обрисованной тобой линии, "творцу" недостаточно нести какую попало околесицу у себя в ЖЖ. "Новая искр." - дело куда более трудное, чем по-мо. Это надо проплыть очень узкий пролив между жаждой правды, справедливости, аутентичности и т.п. и необходимостью придать всему этому форму искусства (т.е. эстетически самодостаточной вещи).
da-seiner: И как никогда необходимы - не ирония, м.б. "запачканная" - но смех, если не с трудом сдерживаемый хохот. Это, к слову, есть у Триера - нового Брехта - ддаже в его серьёзном, политическом, троцкистском прямо "Мандерлае"
Безухер: Бегбедер - фигня какая-то, будто и не литература, а журнальчик какой-то. То ли дело Василий Шукшин.
Х.Ш.: А "Калина красная", кстати, была любимым фильмом Фассбиндера. Человек знал толк в подлинном.
gopnique : очень люблю Шукшина и всех советских писателей о деревне
Безухер: не все комментаторы убили в себе постмодерниста
da-seiner: А постмодерниста в себе не убьёшь. Его можно культурно перековать и очистить, как печень гемодиализом.
Лев Лурье: /эфедриновый шок/
Безухер: Надо лишь очнуться от наваждения... от эфедриновых шоков всяких... признать, что всё это был мусор, и не искать в птючах ностальгической романтики
da-seiner: ///Надо лишь очнуться от наваждения... /// Типа возвращение блудного попугая. А куда, собственно? К классическим "либеральным ценностям"? К журналу "Огонёк"? К PERESTROYKA? Дело не в ностальгии, просто треклятые птючи и эфедроны - часть личного опыта многих, кто желал бы выйти из релятивистского тупика и кто фантазирует о каких-то новых коммунах.
Безухер: Можно тематизировать справедливость... социальные язвы... вернуться в реальность и в общество... а не гундеть что каждый живёт в своей реальности, которой к тому же вообще нету
da-seiner: можно,можно... но вот лично мне и в годы свирепого разгула постмодернистского эфедрина хоть убей не получалось круто забыть о "реальности и обществе", так что возвращение не будет мощным событием... а реальность, хоть она положим и есть, тоже нуждается в тематизации.
gopnique /автор: эх вы, старики! вам хотя бы есть, куда возвращаться - в свои старательно мифологизированные drugs&criminal 90-ые! а нам, счастливым обладателям strictly-apolitical brains и гипертрофированных эстетических пор, только и остаётся что делать - предаваться псевдоностам по сказочной Советской Империи из фильмов Александра Птушко или устремлять свои сканирующие зрачки в цифровое будущее! другой исторический период порождает людей иной формации. да! давно уже пора выбросить бодрийяра и журнал "птюч": я сжигаю архивы и выбираю быстрое будущее!
Лев Лурье: to gopnique: Ваш манифестарный комментарий так и просится вырасти в отдельную статью-памфлет

da-seiner: to gopnique: Круто, мой юный горячий друг! Только про эти цифровые зрачки и лазерные поры ежесекундно выбрасываемый Бодрийар писал и обещал в 1974 году ("К критике полит. экономии знака"), когда даже меня ещё не было в сказочной Империи Зла. А strictly-apolitical brains счастливо обладают 90% высших приматов со времён как минимум Калигулы. Путь к забвению проклятого птюча лежит через радикальный неоанархистский топос. Только из тамошней глины можно слепить "людей иной формации".
Безухер: Да, гопнИкь - архаика, рудиментарный феномен. "цифровое будущее" - это просто ретро, причём фиговое
da-seiner: но гопникъовский комментарий по-любому крутой и лихой и такой по-бодрийяровски неотразимый, несмотря на обидное обращение, как будто я евгений евтушенко или рональд рейган
gopnique: под цифровым будущим я подразумевал не утопию цифровой анархии, киберпанка и интернет-государств, а построение разумной интернет-ноосферы и воскрешение нематериальных ценностей, осуществлённое интернетом, этим идеальным наркотиком, заменившим психоделические опыты и духовные практики круглосуточной он-лайн-нирваной, подвластной полубожественному человеку-творцу. и мне плевать, что я романтически настроенный ретроград и архаичный юноша - сказывается, как-никак, изучение древних языков.

gopnique: da-seiner, не обижайся! меня вон почти что аппендиксом обозвали!

Безухер: да все эти пластмассовые коробочки стали просто белым шумом. их слишком много и они слишком быстро сменяют друг друга. это не новая ноосфера, это просто выносится за скобки
da-seiner: никаких обид! чисто выяснение идеологических платформ!))
honest_mistake: последний абсурд агонизирующего постмодернизма (чего стоит едкое определение "новая"). и независимой культуры, естественно, не создает. игра в апокалипсис продолжается.
неа. не пришли)))))
это верно сказано!